КАК ПОМОЧЬ ГОРЮ?
В «Подолянині» №346 від 3(16) грудня 1911 року вміщено статтю «Как помочь горю?» з підзаголовком «К сведению обывателей и, главным образом, отцов города», підписану псевдонімом «Посторонний». Наведемо її.
В нашем скученном городе, обзаведшимся громадными зданиями около Нового моста, но не имеющем широких улиц, можно наблюдать не только в ярмарочные, но даже в обычные дни, неприглядные картины неудобств при движении взад и вперёд подвод и пешеходов. Прилегающие к мосту улицы и самый мост буквально бывают запружены иногда, и нужно видеть, как учащиеся дети и спешащие по служебным и собственным делам обыватели лавируют по всем направлениям. При толкотне и давке не обходится, разумеется, без неприятных приключений, задержек и тому подобное. А сколько и чего только не наслушаются дети из богатого запаса ругани как сельского, так и городского малокультурного люда!..
Словом, неудобств масса во всех отношениях. И все эти неудобства, грозящие в близком будущем, с постройкой железной дороги, увеличиться, происходят оттого, что из центра города на его окраины пока только один сносный путь через Новый мост, и на этом пути ежедневно и ежечасно могут столкнуться и похоронные процессии, и грузовые подводы с кладью, и экипажи с обывателями и без обывателей, а в ночное время – и ассенизационные обозы.
Существует и другой окольный путь – через Ветряные ворота, мосток на курьих ножках и через Польские фольварки (Александровскую слободку). Но помимо того, что он заставляет пользующихся им делать огромный крюк, он и по своему удобству заставляет скорее избегать его, чем пользоваться им.
Как же помочь этому, с виду малому, но на самом деле очень большому горю нашего города? Необходимо отвлечь значительную часть движении с единственного пути на окольный путь, то есть дать одинаковое удобство для движения как через Новый мост, так и через Польские фольварки. С этой целью следует построить мост для прямого сообщения города с Польскими фольварками, от лестни-цы у дома Фаренгольца до улицы возле дома Радомского на Польских фольварках, на что, по заключению сведущих людей, потребуется расход в 60-75 тысяч рублей. Такая затрата будет в пять раз больше той, какая предполагается для ремонта Старого моста, но выгод и пользы она даст не в пять, а в пятьдесят раз больше.
Как срыть пустопорожнее место между домом Фаренгольца и домом, стоящим ниже его, какой уклон признать более соответствующим с той и другой стороны предполагаемого моста, чтобы возможно удобнее соединить Кузнечную улицу с улицей, выходящей к польскофольварецкому базару, на Георгиевскую улицу, – это, конечно, дело инженеров. Тогда и город действительно освободится раз навсегда от ощутительного уже даже в данное время неудобства от чрезмерного скопления подвод и пешеходов в одних местах. И обитатели надречных низов ничего не потеряют, так как ведущие к ним дороги и дорожки останутся неприкосновенными. Придется только предупредить окончательное разрушение Старого моста и снести его, а к кузницам получатся проезд по широким и более благоустроенным дорогам, что и требуется доказать.
А где средства? Но ведь с устранением надобности в перестройке заново Старого моста освобождается предполагаемых к израсходованию тысяч до 20. Для начала достаточно. А для продолжения и окончания город может найти подрядчика с капиталом, и такой подрядчик возьмётся за дело без всякого риска, если при движении через предполагаемый мост будет установлена за проезд каждой подводы известная плата, то же и за следование каждой погребальной процессии, которые тогда, для значительного сокращения пути, несомненно забудут дорогу на Новый мост. Дело окупится в несколько лет, а выгода от предполагаемого моста останется навсегда. По слухам, прошение о постройке такого моста скоро будет подано.