Четвер, 25 Квітня 2024 р.

АДМІРАЛ БЕЗ Ъ

МАМА АДМІРАЛА

Про родину флотоводця маємо досить детальну розповідь його доньки Олени. Її оповідь про дитячі та юнацькі роки майбутнього флотоводця базується на спогадах матері Сергія Георгійовича – Олени Феодосіївни. Отже, надамо слово Олені Сергіївні:

«Елена Феодосиевна (в девичестве НИКИТЮКОВА) была ярким представителем интеллигенции XІX века, которая сохранила и передала своим потомкам лучшие традиции культуры поведения в обществе, отношения к своим обязанностям, высокого духа патриотизма и любви к Отечеству, к культурному наследию своей Родины. Она родилась и выросла в городе Каменец-Подольске на Украине. Отец ее (о.Феодосий) был священником, что сыграло огромную роль в формировании морального и нравственного облика Елены Феодосиевны.

Не знаю, откуда пришли в эти земли наши предки, как переплелась история этих мест с нашей родословной, одно несомненно – Каменец-Подольская земля воспитывала особенных людей, людей с гражданской позицией, исповедовавших моральный кодекс русской интеллигенции, глубоко преданных своему Отечеству, на службе у которого состоять большая честь и святая обязанность гражданина Государства Русского. По-видимому, много интересных открытий таит в себе история рода священника Феодосия НИКИТЮКОВА…

Рано лишившись матери, Елена Феодосиевна воспитывалась в закрытом пансионе для девочек из благородных семей. Она была самой младшей из детей, старшие – сестра Юлия, сестра Елизавета и два брата. О судьбе своих близких Елена Феодосиевна говорила мало и скупо. После 1917 года не было принято распространяться о своих корнях. Известно, что старшая сестра отличалась большими способностями к наукам, судьба свела ее с народовольцами, а поскольку их убеждения измерялись тем, чем ты можешь поплатиться, т.е. единством мыслей и жизни, она ушла в «народ», неся просвещение в массы. Эти люди гордились «трудной судьбой». Больше о ней никто ничего не слышал.

Средняя, Елизавета, вышла замуж за управляющего конными заводами Евгения ДУШИНКЕВИЧА и жила в своем поместье под Киевом. Бабушка, будучи уже замужем, навещала сестру и летом с маленькими детьми приезжала отдыхать. Поместье ДУШИНКЕВИЧЕЙ соседствовало с поместьем БУЛГАКОВЫХ. Они дружили семьями…

Насчет судьбы своих братьев Елена Феодосиевна практически ничего не знала. Один, Алексей, был офицером, летчиком, стоял у истоков создания летного училища в Санкт-Петербурге. Эмигрировал в Америку во время революции, потеряв по пути жену. По одним сведениям, работал в КБ Сикорского, но связь с ним не поддерживалась, и бабушка, будучи очень умным и осторожным человеком, никогда о нем не вспоминала…

Революция всех разбросала на многие годы забвения. Лишь спустя 40 лет (где-то в 50-е годы) объявилась Елена Евгеньевна ДУШИНКЕВИЧ – дочь Елизаветы Феодосиевны, инженер-строитель. Она жила в Киеве, в доме своей матери, с мужем и сыном Евгением – ученым-

физиком.

Елена Феодосиевна прожила долгую счастливую жизнь (умерла в 92 года), она была счастлива и в браке, и в материнстве. Ее по жизни любили и боготворили двое мужчин: муж Георгий Михайлович и сын Сергей Георгиевич, достигший наивысшей ступени в военной службе и получивший всемирное признание как выдающаяся личность ХХ столетия еще при жизни!

После окончания пансиона Елена Феодосиевна стала преподавать русский язык и литературу в женской гимназии Каменец-Подольска. Помимо хорошего воспитания и природного ума она обладала очень веселым и общительным характером, умела пошутить и понимала юмор. Любила поэзию и музыку, хорошо знала французский язык – в общем, ей было присуще все то, что нравится окружающим и обращает на себя внимание. И в один прекрасный день ее заметил учитель математики и физики казенной мужской гимназии Георгий Михайлович ГОРШКОВ. По-видимому, симпатия была взаимной, и наступил долгий период их дружбы, окрепшей и переросшей во взаимную привязанность, а в дальнейшем и в счастливый долгий брак по любви».

БАТЬКО АДМІРАЛА

Продовжимо розповідь Олени Сергіївни про свій родовід. Ось що вона повідала про батька адмірала (свого діда):

«Георгий Михайлович ГОРШКОВ встретился с Еленой Феодосиевной, будучи уже довольно известным педагогом и заметной фигурой в интеллигентной среде Каменец-Подольска. Тот, кто знал его лично, всегда с любовью вспоминал преподавателя математики и физики. Па-

триотизм и высокий профессионализм, гуманность и высоко моральный характер определили жизненную позицию

Георгия Михайловича.

Родился он в Харькове в 1873 г. (ровно через 100 лет родилась его правнучка Татьяна). Отец его, Михаил Дмитриевич ГОРШКОВ, был столяром-краснодеревщиком, членом общины ремесленников села Митрофаниха. Внес выкуп и уехал в Харьков вместе с женой Феодосьей Петровной, женщиной религиозной, властной и трудолюбивой. В Харькове он работал при частной гимназии некоего С.Г.ДАНЧЕНКО. Работал, по-видимому, хорошо, т.к. получил квартиру при гимназии. Сам Михаил Дмитриевич был могучего телосложения и даже участвовал в кулачных боях. Однако рано умер, оставив жену с десятью детьми. Самый старший был Георгий (Егор). Он рано проявил способности к точным наукам и был зачислен на бесплатное обучение в частную гимназию С.Г.Данченко, ту самую, где работал его отец. В 1893 г. Георгий Михайлович окончил гимназию с медалью. Видя необыкновенные способности юноши, все тот же ДАНЧЕНКО вы-хлопотал ему церковное содержание для обучения – уже в Императорском Харьковском университете.

Окончив в 1898 г. Харьковский университет, Г.М.ГОРШКОВ по постановлению Святейшего Синода направляется в Каменец-Подольск, сначала преподавателем математики в Подольской духовной семинарии, а затем – в мужской казенной гимназии. Вскоре он получил должность классного наставника.

Гимназисты и коллеги искренне любили Георгия Михайловича. Он был блестяще эрудирован, физик и математик по профессии, он мог квалифицированно рассуждать о живописи, о музыке, о литературе. Он великолепно пел (обладал приятным баритоном).

В одном из писем Сергею Георгиевичу из Каменец-Подольского музея есть такие слова: «…Георгий Михайлович и вся Ваша семья пользовались в Каменец-Подольске, как прогрессивные люди, всеобщим уважением. Ваш отец увлекался физикой и астрономией, приобрел небольшой телескоп, через который демонстрировал небесные светила с соответствующими объяснениями…»

Девизом всей жизни деда было «Работать лучше и больше всех. Быть лучшим среди равных и никогда не почивать на лаврах. Только постоянное са-мосовершенствование может дать человеку настоящий профессионализм».

Георгий Михайлович сам никогда не успокаивался на достигнутом и детей своих, а особенно сына Сергея, воспитал в этих традициях – традициях просвещенной интеллигенции. «Умному человеку скучно не бывает, – говорил Георгий Михайлович, – в основе серости и бездарности – скука».

Георгий Михайлович и Елена Феодосиевна познакомились в Каменец-Подольской епархии. Безгранично любил Георгий Михайлович свою супругу. Любовь эта выдержала все испытания, потому что была, прежде всего, взаимной и основана на дружбе и общих интересах.

Этим браком сочеталась математика и литература, рационализм и романтизм, они уравновешивали друг друга. Если Георгий Михайлович был строг, требователен к детям, считал, что культурный человек, прежде всего дисциплинированный человек, он говорил, что культура начинается, прежде всего, с запретов и законов, только хамство свободно от всех ограничений и внешних запретов, то Елена Феодосиевна была лириком. Она сумела привить своим детям (а потом и внукам) любовь к книге, к литературе и поэзии. Ее речь была очень выразительной, что в полной мере унаследовал сын. Когда она читала или декламировала (она до глубокой старости наизусть читала «Евгения Онегина», «Полтаву» и другие произведения ее любимых авторов), дети слушали, затаив дыхание. Чтение книг внукам было подарком, а не целью просто занять или успокоить ребенка».

КАМ’ЯНЕЦЬКЕ ДИТИНСТВО

Переходимо до розповіді Олени Сергіївни про дитинство свого батька:

«Следуя своему рационализму, Георгий Михайлович спланировал состав своей семьи: обязательно иметь троих детей, а, учитывая свой возраст (когда они поженились, ему было 33 года, а Елене Феодосиевне – 30), времени много не отпускалось.

В 1908 году родилась дочь Татьяна, в 1910 – сын Сергей, в 1911 – дочь Наталья.

Мальчик родился в полночь 26 февраля. Акушерка ахнула, увидев младенца в «чепчике» и «рубашке», она сказала, что ребенок отмечен Богом, ему будет сопутствовать успех и защита от насилия. Так рассказывала бабушка. Можно по-разному относиться к словам повитухи, но по жизни Сергей Георгиевич действительно шел твердым, уверенным шагом – удача сопутствовала ему. Он был смелым, решительным и очень уверенным человеком, судьба была благосклонна к нему.

Маленьким Сереженька находился на попечении няньки, поскольку младшая Наталья из-за слабости здоровья требовала особого ухода.

Мальчик был очень желанным, его любили, и отец старался как можно больше им заниматься. Он рос крепким, красивым, розовощеким ребенком, с очень яркими синими глазами. Как только стал говорить – непрестанно разговаривал, был очень подвижным и резким в движениях. Любил шумные игры с криком и грохотом. Маленького сына мать старалась успокоить и стала рано приучать к ритму текста читаемой книги. Отец водил двухлетнего мальчика по чудесному поместью Каменец-Подольска, по берегу реки Смотрич, по отлогим берегам».

ПЕРЕЇЗД У КОЛОМНУ

Продовжимо розповідь Олени Сер-гіївни:

«Когда Сереже исполнилось 3 года, Георгий Михайлович получил должность инспектора народных училищ в городе Коломне Московской губернии.

Коломна сразу расположила к себе молодую чету. Та же древность, та же крепость, та же связь времен – от начала тысячелетия до наших дней, то же величие русского духа, воплощенное в исторических памятниках. Все то, что было так близко сердцу Елены Феодосиевны и Георгия Михайловича в Каменец-Подольске.

В 1913 году в Коломну переехала вся семья Г.М.ГОРШКОВА, включая его мать Феодосию Петровну и сестер. Интересный курьез случился во время переезда в Коломну. Когда поезд прибыл на платформу, все засуетились, нянька взяла старшую Таню, бабушка – маленькую Наташу и все вышли из вагона, а Сережа уснул в углу купе и о нем забыли. Поезд тронулся, и тут Елена Феодосиевна с ужасом обнаруживает отсутствие сына. Она кинулась к вагону, но муж опередил ее, быстро вскочил в купе, схватил мальчика и выпрыгнул на платформу. Елена Феодосиевна обняла сына и горько заплакала. Будущему адмиралу еще рано было уходить в «автономное плавание». Вспоминала она этот случай до глубокой старости.

Семья Георгия Михайловича поселилась в большом доме возле Коломенского кремля на берегу Оки.

Сын никогда не выпадал из поля зрения отца, который старался привить ему понимание того, что должен делать будущий мужчина, каково его отношение к обязанностям и каковы эти обязанности, как он должен относиться к матери и сестрам и что первое и необходимое качество умного человека – трудолюбие. Дух творчества и постоянная работа с книгой были обычным явлением в семье, что заставляло мальчика подражать родителям. Бабушка вспоминала, как маленький Сережа брал книги подмышку, ходил вокруг стола, приговаривая: «Пойду в школу, там научусь, научусь. Буду умным».

Сережа рано научился читать, легко преодолел азы математики, и его стали готовить сразу во второй класс.

Детство и юность Сергея Горшкова протекали в переломный период для его страны. Настали революционные события 1917 года.

Георгий Михайлович ни в каких партиях не состоял, а потому и не был вовлечен в водоворот событий. Однако разруха, неустроенность быта и изменение общественного статуса коснулись и его семьи. Интеллигенция была объявлена «царскими приспешниками», привычный порядок жизни города был разрушен, неразбериха и неустроенность мешали нормализации обстановки почти год.

Упразднена была должность инспектора народных училищ. Оказавшись без работы, Георгий Михайлович берется сапожничать. Маленький сын помогает ему. Отец приучает его заботиться о семье, при этом часто приговаривал: «Пойдем, дружочек, поработаем». Вместе и сапоги латали, и дрова пилили, и воду носили.

Профессия родителей была вне политики, сугубо гражданской и необходимой для всех сословий. Сам Георгий Михайлович был очень авторитетным человеком в городе, его ценили как высокопрофессионального педагога-математика. Через какое-то время его пригласили преподавать математику, физику и астрономию сначала на рабфак, а затем и в педагогическое училище. Елена Феодосиевна вела уроки русского языка, русской литературы и французского языка. Она часто вспоминала, какой ужасный холод стоял в учительской. Чтобы согреться, многие стали курить. Бабушка закурила. Долго скрывала от мужа свое «увлечение». Георгий Михайлович не пил и не курил. Но однажды, когда она сидела за столом за очередным пасьянсом, он достал из кармана ее пальто папиросы и положил их перед ней. С этой минуты Елена Феодосиевна перестала прятаться, курить так и не бросила до конца своих дней».

«ВОТ БРАТ МОЙ, ПРОФЕССОР, – ЭТО ДА!»

На жаль, за браком місця мусимо

обірвати надзвичайно цікаву розповідь Олени Сергіївни про свою родину. Насамкінець з’ясуємо ще одну важливу для кам’янчан деталь. Як відомо, 1982 р.

адмірал ГОРШКОВ став двічі Героєм Радянського Союзу. Відповідно до законодавства, на його батьківщині, тобто в Кам’янці-Подільському, мали встановити погруддя двічі Героя. Але цього не сталося. Чому?

Про це розповіла Галина Василівна ГОРШКОВА (дружина Дмитра Микито-вича ГОРШКОВА – двоюрідного брата

адмірала). Виявляється, що Сергій ГОРШКОВ попросив тодішнього Генерального секретаря ЦК КПРС Костянтина ЧЕРНЕНКА не встановлювати йому погруддя в Кам’янці-Подільському. Правда, відмовився він не через скромність, а через те, що своєю малою батьківщиною вважав не Кам’янець, де народився, а Коломну, де минули його дитинство та юність, де він навчався в школі. Прохання адмірала задовольнили. Так у Коломні з’явилося погруддя Сергія ГОРШКОВА.

До речі, з Кам’янцем і Кам’янеччиною пов’язані долі ще декількох ГОРШКОВИХ. Зокрема, двоюрідного брата адмірала – професора Георгія Петровича ГОРШ-КОВА. Він народився в селі Пудлівці,

38 років (у 1925-1963 рр.) очолював кафедру геодезії та гравіметрії в Ленінградському університеті. Багатьом запам’яталася фраза Сергія ГОРШКОВА: «Ну, что я – адмирал? Вот брат мой, профессор, – это да!»

Тож розповідь про родину ГОРШКОВИХ ми ще продовжимо.

P.S. Столітній ювілей адмірала якраз припадає на перший робочий день (після інавгурації) нового Президента України Віктора ЯНУКОВИЧА. Якщо взяти до уваги, що народний депутат України від Партії регіонів Вадим КОЛЕСНІЧЕНКО запропонував надати Сергієві ГОРШКОВУ звання Героя України, то відповідний указ може стати одним із перших указів Віктора Федоровича.

Олег БУДЗЕЙ, «ПОДОЛЯНИН».