Четвер, 25 Квітня 2024 р.

ГІГАнт ГРУЗИНСЬКОЇ ЖУРНАЛІСТИКИ

Гіга ЛІПАРТЕЛІАНІГрузинський скандально відомий журналіст, автор декількох нашумілих книг про сталінські репресії грузинської інтелігенції та злочинну діяльність Путіна, сценарист і режисер Гіга ЛІПАРТЕЛІАНІ нещодавно побував у Кам’янці-Подільському.

Його перу належать десятки викривальних журналістських розслідувань, декілька публіцистичних детективів і сюжети документальних фільмів про грузинсько-абхазьку війну і грузинських «злодіїв у законі». Гіга став автором резонансного розслідування і документального фільму про діяльність грузинського екс-прем’єра Бідзіни Іванішвілі, якого пов’язує з російською мафією і кримінальними колами.

У буремні 90-ті випускник Тбіліського державного університету завжди опинявся в епіцентрі політичного життя, а гострі теми його матеріалів ставали впливовим важелем четвертої влади. Пильно слідкувати за кроками політиків і державних діячів Ліпартеліані не припиняє й досі.

І хоч із журналістикою давно попрощався, охоче ділиться своїми думками з колегами. Ексклюзивне інтерв’ю з Гігою Ліпартеліані вдалося записати й «Подолянину». В редакції нашої газети, наче у рідній стихії, емоційний грузин із яскравим акцентом відверто розговорився про європейське майбутнє, національну ідею та іноземних реформаторів України.

– Гига, за Вами закрепилась слава скандального журналиста. Какой была сфера Вашей профессиональной деятельности?

– В работе меня всегда привлекали криминальные истории. Ведь родом я из Кутаиси – самого воровского города Грузии. Да и сам рос далеко не пай-мальчиком в красном пионерском галстуке. Всегда был хулиганом и дружил с бандитами. Но когда поступил в университет – стал на путь журналистики и творчества: писал стихи, пьесы, сценарии к театральным спектаклям. Но хорошо зная криминальный мир, начал заниматься журналистскими расследованиями. К тому же, резонансные материалы всегда приносили хорошие гонорары. Мои проекты продавались большими тиражами. А в 90-х сюжетов для них было предостаточно.

– Вы – автор не только резонансных статей, но и нашумевших книг. Когда начали их писать?

– Первая моя книга была посвящена истории кровавых сталинских репрессий против грузинской интеллигенции и вышла в начале 90-х. В переводе на русский она называется «Сталинец», а на обложке изображены портреты троих большевистских палачей – Сталина, Берии и Орджоникидзе со следами крови. Книга очень быстро стала популярной и начала продаваться просто на улицах Тбилиси. Немало шума она наделала и во властных кабинетах. Однажды прихожу вечером домой, а теща говорит: «Тебе там из приемной премьер-министра Нудара Читанавы звонят». В тот день меня, 23-летнего журналиста, вызвали к нему. Помню, захожу в кабинет, а передо мной сидит копия Берии, а на столе – моя книга… Выслушал я тогда немало. Больше всего его интересовало, где нашел материалы.

Но тогда их можно было достать без проблем. Все еще находились в коме. Пока криминальная красная машина рушилась, партийные чиновники все еще верили, что завтра Горбачев передумает, и все будет по-прежнему. Но эту кому мы прервали. Журналисты всегда играли важную роль в процессе перестройки государства. И тогда нам хватило смелости рискнуть. Мы писали о криминальном мире и сами в нем жили, ведь это Кавказ.

– Почему выбрали детективный жанр?

– Очень люблю копаться в архивах, находить интересные истории из прошлого. Когда-то в детстве слышал о легендарном криминальном авторитете Дуру Хурцилаве, выходце из эмигрантской группировки и начал искать. Он был одним из самых известных преступников постсоветского пространства. Мы подняли дело Дуру, документы по которому занимали в архиве целую комнату, и внимательно изучили каждый листочек. Так у нас родилась небольшая детективная книга «Ду-ру – миф и реальность». Ведь об этом авторитете до сих пор ходят легенды, связанные с его невероятной силой. Потом, по мотивам этого детектива, был снят художественный фильм. В кинотеатрах Грузии он был очень кассовым.

– То есть, из журналистов Вы переквалифицировались в писатели?

– Говорят, что хороший журналист – это плохой писатель. Жизнь у меня часто складывалась так, что иногда я повторял судьбу своих героев. Однажды даже чуть не попал в тюрьму. Всегда был категорично настроен против русских бандитов, которые пустили свои корни во всех постсоветских странах. Несколько лет прожил в России, в родном городе Путина – Санкт-Петербурге. Много публиковался в различных изданиях и мало кому был угоден своими расследованиями. Однажды даже беседовал из классной руководительницей Владимира Путина – Верой Гуревич, которую он называл своей второй мамой. Тогда все задавались вопросом: «Who is mr. Putin?». И действительно, очень интересно, как 150-сантиметровый, гнилой милиционер Володя стал президентом страны, которая начала захватывать чужие территории? Я жил в эпицентре политической жизни, а рядом всегда было мое журналистское перо.

В тот период вышли две мои книги, которые были изданы в Польше. Переведенная на польский язык книга о сталинских репрессиях «Романтик и преступник» была презентована на международной книжной ярмарке в Кракове. Я был тогда очень счастлив, ведь стал одним из немногих грузин постсоветского поколения, чья книга была опубликована в Европе. Когда зашел в книжный магазин в Варшаве и увидел свою книгу рядом с работами известных польских писателей, был на седьмом небе. Хотя некоторые польские журналисты тогда написали, что книгу о Сталине издал итальянец. Фамилия Липартелиани у них никак не ассоциировалась с грузинской (сміється).

– Внимательно Вы следили и за грузинскими политиками. Сегодня многие из них работают в Украине. Почему эта команда реформаторов не удержалась в Грузии?

– В Грузию, как бумеранг, вернулись русские криминальные следы, потому что Михеилу Саакашвили и его команде не хватило поддержки национальной идеи. Лозунги о Европе хороши, но ты никому и нигде не нужен, пока не покажешь свою мощь и дух. Если ты постоянно будешь просить помощи, на тебя всегда будут смотреть, как на слабого. А когда человек видит хромого, становится хуже свиньи. И это не философия, это – логика. Люди, почувствовав свое превосходство, будут унижать слабых.

На национальной теме в Грузии всегда спекулировали россияне. Они переводили на русский наши книги, нашу культуру, пели «Сулико», снимали «Мимино»… Проевропейские грузинские политики не смогли показать Западу другую сторону Грузии. Хачапури есть везде, но такой истории и культуры нет нигде на свете.

Любая постсоветская нация должна доказать великим цивилизациям, что хочет быть с ними потому, что она – европейская. Цивилизацию не должны творить большие нации. Встречаться с американскими сенаторами мало, нужно доказать им, что в историческом плане мы равные.

– Украине сейчас тоже не хватает именно национальной идеи?

– Вы сорокамиллионная страна и должны вывести свое государство и культуру на европейский уровень. Быть наравне с французами, немцами, поляками. Дело ведь не в Порошенко или украинских политиках. Эти люди могут только рулить государственными делами. Остальное – дело народа. Национальный дух и мощь живут в истории, творчестве, культуре.

Находясь в вашем потрясающем старинном городе, я приятно удивлен. История, написанная здесь, – это и есть путь, который должен вести вас в Европу. Ее должен увидеть весь мир. А сейчас, говоря об Украине, в мировых новостях вспоминают только коррупцию, убийства и обман – ни к чему хорошему это не приведет. Когда же европейцы и американцы увидят, что в Украине находится такая красота, поймут, что вы – уже Европа?! Она живет не только в вашей архитектуре, но и на ваших лицах. Вы всегда были независимой, сильной, свободолюбивой нацией, которая стремилась к цивилизованной жизни. И дорогой к ней никогда не была Россия. Не потому, что там живут плохие люди, а потому, что ваш путь – Европа. За одним общим столом эту идею должны сформировать все украинские политики, деятели культуры и общество. Разгром красной машины не происходил в политических кабинетах, а вырабатывался нацией – в университетах, редакциях газет.

– Стать на путь к Европе нам сегодня помогает десант иностранных, в большинстве грузинских, реформаторов. Как оцените их деятельность в Украине?

– Без реформ у Украины нет будущего. Но когда Национальную полицию в ней возглавляет грузинка – это неправильно. Ведь национальная идея должна быть сформирована и написана самими украинцами. Когда мы строим дом, мы, конечно же, приглашаем архитектора, который нам помогает, но ведь не позволяем ему руководить стройкой? Если политические амбиции грузинских реформаторов перерастут во владные – они станут опасными.

Если соседу не нравится картина в вашем доме, он может посоветовать ее снять. Но если полезет к ней сам – это закончится плохо. Когда в Украине начнут командовать иностранцы – ничего хорошего с ней не случится. Меня немножко пугает, что бороться с украинской преступностью берутся две милые грузинские девушки, а заместителем министра юстиции становится молодой грузин, который реформирует законы для граждан страны, в которой он никогда не жил. Властные амбиции в Украине должны быть у тех, для кого она родная. Это очень важно. Ведь никто не может быть большим католиком, чем Папа Римский, правда?

– То есть, к работе своих земляков в украинском правительстве Вы относитесь скептически?

– Очень печально, что рычагом реформ в Украине сегодня стали пять или шесть грузинов. Ведь их воплощение – сегодня единственный способ победить Путина. Но все реформы должны стать национальной идеей, без которой не существует страны. Именно потому, что уже 25 лет мы живем без нее, нас постоянно втягивают в конфликты, где отбирают нашу территорию.

Реформы – это, в первую очередь, ментальная эволюция сознания. Пока они не станут национальной идеей и программой каждого новоизбранного мера, никакие Саакашвили или Згуладзе Украине не помогут. Ведь из-за отсутствия национальной идеи их ресурса не хватило даже маленькой Грузии. На следующих же выборах они проиграли. Поэтому, если ресурсом Петра Порошенка и дальше будут только несколько грузинских реформаторов, на следующих выборах к власти опять бумерангом вернётся пропутинская корпорация Януковича. И тогда ваша независимость и свобода снова будут разрушены.

Раз и навсегда украинцы должны попрощаться с грязью, которая была при Януковиче. Но сегодня его соратники снова на втором месте симпатий избирателей. Вашей стране грозит террор, а террорист номер один сидит в Кремле и имя его – Владимир Путин. Лично я убежден, что ни один теракт в мире не происходит без его указания.

– Что же делать украинцам, чтобы этого не произошло?

– Если меры каждого города не составят новую, тщательно выработанную программу реформ во всех сферах, считайте, что никакой европеизации Украины не произойдет. Даже если Саакашвили превратит Одессу в Барселону, бабушки все равно будут голосовать за бандита Труханова.

По большому счёту, это зависит от нескольких человек. Ничего не изменится, пока президент и премьер-министр Украины не заставят каждого мера выработать конкретную программу реформ и исполнить их. Каждые три месяца они должны отчитываться в том, как меняют свой город. Это должно стать динамичным процессом. Ведь страна – это регионы, а не завешанный национальными флагами Крещатик.

Государство должно быть основано на порядочности, благополучии и экономике действия. Это семейная крепость. И чтобы ее построить, нужно не только выработать новую социально-экономическую программу, но и перестать воровать. Коррупция есть повсюду, но на пути к реформам она становится для страны национальной угрозой.