ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Друкуємо лист у редакцію, підписаний ініціалами А.Б. і вміщений у «Подолянині» №289 від 20 вересня 1911 року. Базарна площа – це нині майдан Відродження. На місці технічного училища тепер розміщено головний корпус національного університету, а комерційного – коледж будівництва, архітектури та дизайну. Дівчата вчилися в Маріїнській гімназії (нині восьма школа), а хлопці-гімназисти – в Старому місті (тепер історичний факультет національного університету).
Милостивый государь, господин редактор!
Прошу, если найдете возможным, напечатать мое письмо в редактируемой Вами газете.
На Базарной площади в доме Эмовича помещается казённая винная лавка №5, возле которой, ежедневно с утра до позднего вечера, приходится наблюдать, как здесь же на пороге лавки, или на мощенном тротуаре и в подворотне двора, кучи сидящих мужчин и женщин распивают водку и ведут соответствующие выпивке, не слишком литературные, разговоры, а за частью и просто ругательства. Между тем, в виду расположенных в этом районе училищ – технического, коммерческого и прохода к гимназиям – масса учащихся детей должна проходить по этому месту и созерцать и слышать эти не весьма лестные, в воспитательном отношении, картины и эпитеты, да кроме того, приходилось наблюдать и такие картины: вышедшие из лавки поклонники Бахуса, горя нетерпением скорее удовлетворить свою страсть, тут же, стоя на пороге лавки, выбивают ладонью пробки с бутылок и эти пробки с брызгами водки летят прямо в лицо проходящим по тротуарам, обдавая их приятным душем. Конечно, взрослые могут против этого протестовать, но что могут на это сказать 10-12-летние крошки!?..
Подобного явления, почему-то, не приходилось наблюдать в других городах, а наоборот, всегда возле казенных лавок находится городовой и следит за порядком, удаляя от лавок распивочную. Казалось бы, и в Каменце можно было учредить это, хотя бы в таком пункте, как указанный выше, дабы дать возможность детям свободно проходить по тротуарам, а не лезть в грязь, обходя пьяные оргии, расположенные по тротуару.
Кажется, согласно изданным на этот счёт распоряжениям, распивать водку можно только на известном расстоянии от казенной лавки; это раньше и соблюдалось, а теперь почему-то на это никто не обращает внимания, и казенная винная лавка уподобляется трактиру, мимо которого нельзя пройти, не затыкая ушей. Следовало бы на это полицейским властям, или кому следует, обратить свое внимание.
Во дворе того же дома Эмовича, должно быть в виду отсутствия хозяев и дворника, существует полнейший антисанитарный хаос, а между тем во дворе находятся пять больших квартир с пол-сотней жильцов, которым надо чем-нибудь дышать. Так, например, в 3-4 шагах от двух квартир, прямо перед окнами, находится помойная яма, которая, к сожалению, очень редко чистится; мусорный же ящик не очищается иногда по целому месяцу, издавая порядочное зловоние от гниения. Не говоря уже про отхожее место, которое, к прискорбию, разделяется только одной стенкой от жилого помещения, там творится что-то невозможное, оно почему-то никогда не дезинфицируется и даже не убирается содержимое на полу, так что иногда даже ступить ногой нельзя. Следовало бы когда-нибудь заглянуть полицейско-санитарному надзору в этот двор, и он воочию бы убедился в чистоплотности его.
Но самое главное, это следовало бы раз навсегда воспретить стирку белья у колодцев, где берется питьевая вода; ведь это очевидная зараза, так как неоднократно наблюдалось у колодца во дворе того же Эмовича, как прислуга, стирая белье, кладет его на сруб колодца, и стоки с белья, а также брызги от выбиваемого вальками белья попадают в колодец, заражая этим воду, которою пользуются не только живущие во дворе, но и ближайшие соседи. После этого неудивительно, что почти сплошь живущие в этом дворе страдают гастрическими заболеваниями. Не лишнее бы также было обязать владельца колодца привязать к цепи постоянное ведро (это ведь стоит 40-50 копеек), по образцу городских колодцев, чем бы было избегнуто загрязнение питьевой воды помойными ведрами (что часто делается прислугой), а также разной грязной посудой, которой часто евреи с базара берут из колодца воду для делания окрашенной сладкой воды и квасу.