Вівторок, 30 Листопада 2021 р.
14 Грудня 2018

КАК ПОМОЧЬ ГОРЮ?

В «Подолянині» №346 від 3(16) грудня 1911 року вміщено статтю «Как помочь горю?» з підзаголовком «К сведению обывателей и, главным образом, отцов города», підписану псевдонімом «Посторонний». Наведемо її.

КАК ПОМОЧЬ ГОРЮ?В нашем скученном городе, обзаведшимся громадными зданиями около Нового моста, но не имеющем широких улиц, можно наблюдать не только в ярмарочные, но даже в обычные дни, неприглядные картины неудобств при движении взад и вперёд подвод и пешеходов. Прилегающие к мосту улицы и самый мост буквально бывают запружены иногда, и нужно видеть, как учащиеся дети и спешащие по служебным и собст­венным делам обыватели ла­вируют по всем направлениям. При толкотне и давке не обходит­ся, разумеется, без неприятных приключений, задержек и тому подобное. А сколько и чего только не наслушаются дети из богатого запаса ругани как сельского, так и городского малокультурного люда!..

Словом, неудобств масса во всех отношениях. И все эти не­удобства, грозящие в близком будущем, с постройкой железной дороги, увеличиться, происходят оттого, что из центра города на его окраины пока только один сносный путь через Новый мост, и на этом пути ежеднев­но и ежечасно могут столкнуться и похо­ронные процессии, и грузовые подводы с кладью, и экипажи с обывателями и без обывателей, а в ночное время – и ассени­за­ционные обозы.

Существует и другой околь­ный путь – через Ветряные во­рота, мосток на курьих ножках и через Польские фольварки (Александровскую слободку). Но помимо того, что он заставляет пользующихся им делать огромный крюк, он и по своему удобству заставляет скорее избегать его, чем пользоваться им.

Как же помочь этому, с виду малому, но на самом деле очень большому горю нашего города? Необходимо отвлечь значительную часть движении с единст­венного пути на окольный путь, то есть дать одинаковое удобство для движения как через Новый мост, так и через Польс­кие фольварки. С этой целью сле­дует построить мост для прямого сообщения города с Польс­кими фольварками, от лестни­-цы у дома Фаренгольца до ули­цы возле дома Радомского на Польских фольварках, на что, по заключению сведущих людей, потребуется расход в 60-75 ты­сяч рублей. Такая затрата бу­дет в пять раз больше той, ка­кая предполагается для ремонта Старого моста, но выгод и пользы она даст не в пять, а в пятьдесят раз больше.

Как срыть пустопорожнее место между домом Фаренгольца и домом, стоящим ниже его, какой уклон признать более соответствующим с той и другой стороны предполагаемого моста, чтобы возможно удобнее соединить Кузнечную улицу с улицей, выходящей к польскофольварецкому базару, на Георги­евскую улицу, – это, конечно, дело инженеров. Тогда и город действительно освободится раз навсегда от ощутительного уже даже в данное время неудобства от чрезмерного скопления под­вод и пешеходов в одних местах. И обитатели надречных низов ничего не потеряют, так как ведущие к ним дороги и дорожки останутся неприкос­но­вен­ными. Придется только предупредить окончательное разрушение Старого моста и снести его, а к кузницам получатся проезд по широким и более бла­гоустроенным дорогам, что и требуется доказать.

А где средства? Но ведь с устранением надобности в перестройке заново Старого моста освобождается предполагаемых к израсходованию тысяч до 20. Для начала достаточно. А для продолжения и окончания город может найти подрядчика с капиталом, и такой подрядчик возь­мётся за дело без всякого риска, если при движении через пред­полагаемый мост будет установлена за проезд каждой подводы известная плата, то же и за следование каждой погребальной процессии, которые тогда, для значительного сокращения пути, несомненно забудут дорогу на Новый мост. Дело окупится в несколько лет, а выгода от предполагаемого моста останется навсегда. По слухам, прошение о постройке такого моста скоро будет подано.