ТАДЕЙ ГАНИЦЬКИЙ І ПОДІЛЛЯ
17 жовтня в мистецькому корпусі національного університету імені Івана Огієнка відбулася друга регіональна науково-практична конференція «Тадей Ганицький і Поділля», присвячена 175-річчю від дня народження українського композитора, скрипаля, диригента, музично-педагогічного та культурного діяча. Першу таку конференцію проведено у жовтні 2008 року.
Під час пленарного засідання другої конференції було заслухано низку цікавих доповідей. Так, доктор історичних наук Лев Баженов розповів про Тадея Ганицького не як мистецтвознавець, а як історик. Особливу увагу він звернув на укладену 1913 року Гольдманом невеличку 36-сторінкову працю «Музыкальная школа Ф.Д. Ганицкого (1903-1913 годы)» та єдину монографію доктора мистецтвознавства Володимира Іванова «Тадеуш Ганицький (1844-1937)», що побачила світ 2007 року.
Кандидат мистецтвознавства Марія Кузів розповіла про співпрацю Зденека Комінека й Та-дея Ганицького. Директор дитячої музичної школи, якій 2003 року надано ім’я Тадея Ганицького, поділилась перспективами розвитку очолюваного нею закладу. Вона ж провела екскурсію кабінетом-музеєм професора Ганицького, що діє при музичній школі з 1 вересня 2017 року. Завершилася конференція чудовим концертом учнів школи імені Тадея Ганицького. Один із творів був саме Тадея Денисовича.
Головою оргкомітету був Сергій Копилов, його заступником – Іван Конет, а членами – Віктор Лабунець, Майя Печенюк, Зіновій Яропуд, Дмитро Бачинський і Тарас Пухальський.
Наведемо мовою оригіналу фрагменти книжки, укладеної 1913 року Гольдманом:
«В 1903 году Ф. Д. Ганицкий вновь выступает на арену широкой деятельности – на этот раз в Каменце-Подольском. Переехать в Подолию его заставили имущественные и семейные дела. Очутившись в Каменце, Ф.Д. и здесь не хотел сидеть без работы. В его голове зароились большие планы. Чтобы привести их в исполнение, требовалось много энергии, смелости и веры в свое дело. Если сейчас Каменец в музыкальном отношении так же отстал даже от многих провинциальных городов, как и в других отношениях, то 10 лет тому назад он представлял полную музыкальную пустыню. Самая мысль открыть в Каменце школу показалась самонадеянной дерзостью. Вот что писали «Киевские отклики» через год после открытия школы:
«Господин Ганицкий встретил много препятствий со стороны здешней публики. Одна часть её мешала ему пассивно насмешкой, другая же активно – путем всяких инсинуаций… Некоторые преподаватели оставили его и ненавистный им Каменец, не будучи в состоянии вынести дикость местных нравов».
Ничто, казалось, не предвещало школе успешного развития и долголетия. Но настойчивость, энергия и преданность делу Ф.Д. преодолели все препятствия. Он не испугался затруднений и уже через год, по словам тех же «Киевских откликов», «каменецкая публика не только перестала с насмешкой смотреть на местную музыкальную школу, но даже дарит ей внимание и доверие». Забегая вперед, приведем признание «Подольского вестника», сделанное в 1908 году:
«Город наш весьма обязан господину Ганицкому за насаждение музыки в нашем, нельзя сказать, чтобы очень музыкальном городе, и приятно видеть, что общество это оценило».
Но эта оценка явилась лишь впоследствии.
В первый же год существования школы она встретила с одной стороны холодность и недоверие публики, с другой – открытую вражду со стороны заинтересованных лиц. Музыкальное образование в Каменце находилось в самом печальном состоянии: званных бы-ло много, но избранных – никого. Первая заслуга молодой школы состояла именно в том, что она привела в систему музыкальное преподавание, подняла его значение в глазах общества и, будучи доступной для небогатых людей, сделала ненужными услуги «дешевых» учителей, калечивших своих учеников.
Поставленная сразу правильно и широко, школа быстро стала приобретать симпатии широкой публики. В школе были открыты классы рояля, скрипки, пения, виолончели и декламации. В таком виде она существовала три года, все время развиваясь, о чем свидетельствуют следующие цифры: в 1903 году в школе было 60 учащихся, в 1904 году – 70, в 1905 году – 131, в 1908 г. – 141. За короткий срок число учащихся увеличилось почти в 2,5 раза. Но другие факты свидетельствуют о блестящем развитии школы, пожалуй, еще убедительней.
Во-первых, за этот срок школа уже успела выпустить выдающегося скрипача Сиг. Шварценштейна.
Сиг. Шварценштейн был взят Ф.Д. Ганицким из бедной еврейской семьи. Ф. Д. воспитал его и дал ему общее и музыкальное образование. Шварценштейн рано обратил на себя внимание публики и критики. Уже в 1906 г. он концертировал во Львове и Париже, и заграничная пресса отметила его концерты с единодушной похвалой. Концерты его в Польше и Германии вызвали ряд единодушных похвал по адресу молодого скрипача и школы, из которой он вышел… «Gazeta Ludowa», отмечая, что «профессиональные критики причислили Шварценштейна к ряду первоклассных артистов», продолжает: «его игра служит лучшей аттестацией школы г.Ганицкого». Критик Бильчинский заявляет, что игра Шварценштейна «привела его в восторг».
В прессе мы находим десятки подобных отзывов, которые являются ценным признанием заслуг школы.
Затем привлекли внимание к школе концерты молодой певицы Марии Байер.
Из других учеников школы за это время С. Храмой был принят в Санкт-Петербургскую консерваторию (на старший курс), госпожа Раппопорт в консерваторию в Берлине. Ежегодно поступают в консерватории разных городов и другие ученики школы.
Благодаря таким результатам, постепенно настроение общества изменилось и усилия г.Ганицкого были оценены. Городская дума ассигновала в виде субсидии школе 800 рублей, губернская земская управа ассигновала 8200 рублей на устройство отделения для 12 крестьянских детей. Последнее ассигнование особенно любопытно. Ф.Д. задумал провести музыкальное образование из города в деревню. По тому времени это был слишком смелый проект. Взять его проведение исключительно на свои плечи Ф.Д.
не мог, а постановление губернской управы было опротестовано Министерством внутренних дел. По этому поводу появился в прессе ряд статей, в которых проект Ф.Д. приветствовался, но тем не менее пришлось от него отказаться.
Далее сочувствие общества сказалось в большой посещаемости концертов и вечров,устраиваемых школой. За три года концерты дали в пользу недостаточных учеников (всех учебных заведений) и вообще бедного населения более 6000 рублей.
Общее настроение по отношению к школе нашло свое выражение в следующих словах «Подольской жизни»:
«Остается пожелать, чтобы школа процветала. Она для этого имеет данные, ибо во главе её стоит высокообразованный, серьезный учитель, которому помогают серьезные силы».
В это же время «Русская музыкальная газета» посвятила школе обстоятельную статью, которая заканчивалась «пожеланием школе дальнейшего развития».
Для характеристики концертов учеников школы приведем две случайно взятые нами программы этого периода. Одну составили:
Н.Гаде (увертюра к поэме «Оссиан»), Шопен (концерт f-moll), Гайдн (Симфония d-dur), Ф. Ганицкий («В степи» и «Грезы»), Делиб («Piccicato» из балета «Silvia»), Мейербер (марш из «Пророка»). В другую вошли: Е.Schutt (квартет), Бетховен (Крейцеровская соната), Понкиелли (ария из «Джоконды»), Шуман (квинтет), Бородин (ария из «князя Игоря»), Аренский (сюита для двух роялей), Фолькман (трио), Мейербер (ария из «Гугенот»), Saint-Saens (септет).
В прессе эти концерты встретили чрезвычайно хвалебную оценку. Вот первые попавшиеся отзывы.
«Публика имела перед собой не учеников, а настоящих артистов и принимала их очень тепло, приветствуя в их лице директора школы г. Ганицкого, сумевшего за такое короткое время сформировать талантливых исполнителей».
«Следует с благодарностью отметить умелую организацию г.Ганицким из сырого материала симфонического оркестра, который представился вполне удовлетворительным и дисциплинированным под умелым управлением
такого отличного музыканта, как г.Ганицкий» (Радомир Нейман).
Преподавателями школы в это время состояли, кроме самого Ф.Д., Ле-Гран, Иванов-Двинский, Лозинский, Булгаков, Мальская и Абламович».