Четвер, 16 Вересня 2021 р.
18 Грудня 2020

В’ЯЧЕСЛАВ РОЗВАДОВСЬКИЙ І ЗЕМСТВО

У Державному архіві Хмельницької області є фонд 233: «Подільська губернська управа у справах земського господарства», а в ньому у відділі народної освіти справа 763: «Журнали засідань губернської управи, особливого присутствія щодо земських і міських справ; листування з Подільським губернатором про відкриття в місті Кам’янці-Подільському художнього училища з відділом прикладних мистецтв, відпуск грошей на утримання його за кошторисом 1905 року; про вибори кандидата до складу ради училища». Ця справа має 17 аркушів, почата 18 травня, а закінчена 1 листопада 1905 року. Наведу три документи зі справи 763 мовою оригіналу.

Перший документ – це лист Імператорської академії мистецтв у Санкт-Петербурзі до Павла Миколайовича Александрова, який був тоді головою Подільської губернської управи у справах земського господарства. До речі, його син Сергій Павлович Александров (1915-1963) став театральним художником. Ось цей лист:
«Высокородию Павлу Николаевичу Александрову.
Милостивый государь Павел Николаевич.
Собрание Императорской академии художеств, заслушав возбуждённое художником Вячеславом Константиновичем Розвадовским, согласно полномочию Каменец-­Подольской городской управы, ходатайство об открытии в городе Каменец-Подольске художественного училища с отделением прикладного искусства, полагало устроить в Каменец-Подольске художественные классы, назначив из академических сумм 1200-1500 рублей в год субсидии на содержание преподавателя, не утверждая в настоящее время устава и штатов, которые могут быть выработаны в будущем уже на основании опре­делённого развития школы.
При этом собрание академии признало возможным организовать попечительный совет школы в составе губернского предводителя дворянства (председатель), уездного предводителя, председателя губернской управы по делам земского хозяйства, городского головы, одного из гласных, директора технического училища, директора классов и члена от губернского земства, а также почётного попечителя, утверждаемого академией художеств.
Об изложенном сообщаю Вашему высокородию для сведения и зависящих распоряжений относительно внесенного на обсуждение губернского комитета вопроса об избрании в совет школы члена от губернского земства.
Примите уверение в совершенном почтении и преданности».
Другий документ – це повідомлення Подільському губернському предводителю дворянства, яким тоді був барон Павло Павлович Местмахер, про обрання члена піклувальної ради Кам’янець-­Подільського художнього училища від губернського земства. Наведемо і цей документ:
«Подольскому губернскому предводителю дворянства.
Уведомляю Ваше превосходительство, что в состав попечительного совета Каменец-Подольского художественного училища с отделением прикладного искусства Подольским губернским комитетом избран в качестве члена от губернского земства земский гласный по Ушицкому уезду дворянин Анастасий Киприянович Токаржевский-
Карашевич, проживающий в селе Грушка Ушицкого уезда».
Найцікавішим є третій документ, створений самим В’ячеславом Розвадовським. Це кошторис витрат для обладнання відділу прикладних мистецтв при засновуваних рисувальних класах у місті Кам’янці-Подільському. Ось і цей документ:
«Смета расходов для оборудования отдела прикладных искусств при учреждаемых рисовальных классах в городе Каменце-Подольске.
Развитие бытовых, духовных и художест­венных особенностей народа, развивающихся под влиянием самых разнообразных естественных и исторических условий, представляет великую задачу для земского самоуправления, исполненную глубокого значения и интереса не только для людей науки, но и для всего образованного общества. Надо надеяться, что земство Подолии, как Императорская академия художеств, городское самоуправление Каменца-Подольского, встретит сочувственно мысль об учреждении в городе Каменце-Подольске школы рисования с отделом прикладных искусств. Да кто ближе стоит к народу и кому скорее откликнуться, как не земству! И чем это будет скорее, тем лучше.
Богатства Подолии ископаемыми и даровитость малороссов в той или другой области искусства и промышленности говорят за себя. Между тем, то и другое не тронуто.
Учреждаемое учебное заведение будет состоять из двух отделений: 1) чистого искусства (рисовальные классы) и 2) прикладного искусства (гончарное и резьбярное). Каждое с четырёхгодичным курсом.
Как известно, Императорская академия художеств взяла под своё покровительство школу, и она будет в ведении Министерства императорского двора. Весь отдел чистого искусства (вознаграждение директору школы, музей картин, художественные пособия, античные фигуры, орнаменты) академия принимает на себя, назначив ежегодную субсидию в размере 1500 рублей. Городское самоуправление Каменца-Подольского на­значило ежегодную субсидию в 1000 рублей и единовременно 1500 рублей. Таким образом, отдел чистого искусства можно считать обеспеченным.
Остаётся отдел прикладных искусств, несколько сложнее первого, так как сюда необходимо привлечь преимущественно крестьянских детей, не оставив их без образования (предполагается приём с 10-12-летнего возраста). Предлагая земскому самоуправлению Подолии взять на себя этот отдел, прилагаю ниже смету единовременных и ежегодных расходов на это благое дело.
Полагаю необходимым учредить общежитие с классом для занятий по общеобразовательным предметам (нанять или построить собственное), пока на 20 крестьян-­детей, где бы учащиеся, получая всё необходимое для своих занятий, получали бы пищу, одежду и прочее. Заведующий (заведующая) интернатом в то же время должна быть преподавателем. Распределение занятий должно быть выработано педагогическим советом школы.
При школе считаю полезным устроить музей кустарной промышленности.
1) В гончарном отделении учащиеся проходят обработку глины, камня и минеральных веществ. (Добывание глины, глинобитные помещения. Техника гончарства и его инструменты и приборы. Гончарный круг, горн. Способы обжигания. Приготовление поливы, её рецепты. Орнаментирование и раскрашивание посуды. Сорта глины, употребляемые для краски. Породы камня, добывание камня, орудия при обработке камня. Техника: обивка, полировка, сверление и прочее).
2) В резьбярном отделении учащиеся проходят обработку дерева, рога, кости, кожи, металлов, волокнистых веществ. (Орудия, употребляемые для обработки дерева, выжигание, инкрустация по дереву, кожи. Окраска кожи. Раскрашивание материй).
Считаю долгом оговорить, что в вопросах настоящей программы далеко не исчерпано то сложное содержание, которое связывается с понятием материальной культуры; на долю и ответ земских деятелей остаётся восполнение общей программы отдела прикладных искусств вопросами, вытекающими из местных бытовых особенностей населения губернии и самой Подолии.
Ежегодные расходы:
Два преподавателя для гончарного и резь­бяр­ного отделений – 2400 рублей.
Заведующий (заведующая) общежитием – 600 рублей.
Прислуга (кухарка, прачка, сторож) – 264 рубля.
Содержание при интернате одного ученика (на время учебного года 8-9 месяцев) – 100 рублей. Полагаю пока на 20 учащихся – 2000 рублей.
Наём помещения под общежитие – ?
Отопление, освещение – ?
Всего 5264 рубля.
Единовременные расходы:
Устройство двух гончарных печей (одну для упражнения учеников), десять гончарных кругов – 700 рублей.
Инструменты для гончарных работ (колотушки и прочее) – 200 рублей.
Образцы гончарных изделий – 200 руб­лей.
Инструменты для обработки дерева, камня, рога, кости. Токарный станок, столярный – 400 рублей.
Единовременно всего – 1500 рублей.
Художник Вячеслав Розвадовский.
1905 год».
Такі цікаві документи вдалося знайти в Державному архіві Хмельницької області.