П'ятница, 29 Березня 2024 р.
17 Квітня 2015

НЕМАЄ НАВІТЬ ДОРОГИ ДО ЦВИНТАРЯ

Стаття «Ви з моєї річки воду п’єте…», що була надрукована у «Подолянині» від 20 березня, зачепила увагу читачів. Але складно було очікувати, що відгук на публікацію «прилетить» електронною поштою аж… із Москви.

Геннадій Коваленко біля напівзруйнованого нині батьківського домуВтім автор послання Геннадій Коваленко сам виріс у подільському селі Гута-Блищанівська, про яке йде мова в його листі:

«Во-первых, большое спасибо за статью в «Подолянине» «Ви з моєї рiчки воду п’єте…». Длительное время нахожусь под впечатлением.

Я один из жителей с.Гута-Блещановская, где прошло моё детство. В этом маленьком селе я учился с первого по четвертый класс. Затем через лес и поле до восьмого класса ходил в с.Блещановку. Уже 11-й класс заканчивал в средней школе №1 в 1964 году в Дунаевцах. Мне уже скоро будет 70 лет. Прослужил в Советской, а затем – в Российской армии почти 40 лет, участник войны в Афганистане и других горячих точках, ныне пенсионер.

Что подкупает в статье – правдивость и достоверность. Если Вы там были, то видели мой полуразрушенный каменный дом, первый от мельницы.

Мой дед и отец батрачили на пана Маковецкого, имение которого было в с.Михайловка. На речке Тернаве прошло мое детство. Тогда село жило полнокровной жизнью, где был клуб, магазин, колхоз. Люди на праздники всем селом собирались на «оболони», возле речки. Пели, танцевали, играли в различные игры. Работала мельница, до 10 телег (подвод) в день приезжали с зерном из соседних деревень. Не было электричества, мельница работала на воде. При помощи плотины в речке поддерживался уровень воды. Я уже учился в Дунаевцах, когда провели электричество и радио. У нас в селе был первый телевизор с длиной телевизионного кабеля 100 м. Правда, потом, Так колись виглядало подвір’я Геннадія Коваленкаприезжая к родителям, я брал когти и лез на столбы, восстанавливал линию, которую срезали на металлолом.

Вы правильно заметили, что из всего села осталась одна семья – это Зюбрицкие (мать, сын и дочь), потому что им деваться некуда и приходится выживать, особен-но зимой. Моего отца не стало в 1994 г., матери – в 2004 г. Не так давно я посещал могилы своих родителей – это кладбище посреди поля, очень старенькое. А дороги к нему нет, она запахана и засажена рапсом. В это время только не было хозяина поля и охраны. Так и просится заголовок статьи «Вы мое поле топчите…». Пока жива память, об этом надо говорить и писать.

Фильм «Цыганка Аза» (частково знімався в Гуті-Блищанівській. – Прим. ред.) является моим так сказать «настольным». Там, в массовках, я встречаюсь со своими земляками.

Село Гута-Блещановская – это уникальный памятник уничтожения села на Украине. Правда, в России дела также обстоят не лучшим образом.

Хочется, чтобы такой злободневной теме в вашей газете было продолжение. Люди еще живы, они в близлежащих селах и городах, они живые свидетели. Можно собрать воспоминания жителей села, среди них есть значимые люди, учителя, военные, сотрудники правоохранительных органов, простые труженики.

С уважением и благодарностью, когда-то бывший житель с.Гута-Блещановская Геннадій Коваленко».